Пятница, 19.10.2018, 18:28
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Информатизация +

Меню сайта
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Друзья сайта

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

  • Олимпиады школьников
    г. Рязани

  • GISMETEO: Погода по г.Рязань
    Поиск
    Наш опрос
    Хотели бы Вы, чтобы в сети Интернет транслировались внутришкольные мероприятия?
    Всего ответов: 85
    Архив записей

    Вопрос-ответ

    На вопросы учителей информатики отвечает юрист Болотова Елена Леонидовна. В методическом пособии использованы материалы сайта zakon.edu.ru  и приложения к «Учительской газете» - «Образовательное право».

     
    У нас в школах начали использовать электронные журналы. Какими локальными актами школ и управления образования должно регламентироваться их применение? Можно ли отказаться от бумажного классного журнала в том виде, который есть сейчас, и перейти на электронный с последующей распечаткой журнала в конце каждой четверти по утвержденному виду? Есть ли федеральные документы, регламентирующие использование электронного и бумажного журналов, а также вид бумажного журнала?

    Данный вопрос регулируется локальным актом о делопроизводстве образовательного учреждения, составленного с учетом ГОСТ Р 6.30-2003. Электронное делопроизводство подчиняется также следующим документам – Приказ Рособразования от 29.06.2006 № 598 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральном агентстве по образованию»; Приказ Рособрнадзора от 24.08.2006 № 1889 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки»; – Приказ Минобразования РФ от 29.06.2001 № 2562 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Министерстве образования Российской Федерации»; – Приказ Рособразования от 25.04.2005 № 309 «Об утверждении Порядка подготовки и оформления документов при реализации федеральной, федеральных целевых, государственной программ в сфере образования»; - Письмо Минобразования РФ от 29.09.2000 № 711/28-16 «О примерной номенклатуре дел в образовательном учреждении дополнительного образования детей»; – Письмо Минобразования РФ от 20.12.2000 № 03-51/64 «О Методических рекомендациях по работе с документами в общеобразовательных учреждениях»; – Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Об утверждении требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»; – Письмо Минобразования РФ «О направлении пакета образцов документов, реализующих новое положение о ДОУ в РФ»№ 212/19-12 от 30.03.1994; – Примерная инструкция по делопроизводству в государственных органах Управления образованием Субъектов Российской Федерации, утв. Минобразованием РФ 06.05.2002. О содержании классных журналов и примерных требованиях к их оформлению Вы можете почитать в Приказе Министерства Просвещения «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации» от 27.12.1974 № 167. Специальные регламенты по электронному ведению документации общеобразовательных учреждений на федеральном уровне не разрабатывались.


    Лицензии на программное обеспечение. Скажите, пожалуйста, какие документы должны быть у школы, если она использует свободное программное обеспечение, скачанное из Интернета?
     
    Использование бесплатных программ для ЭВМ без соответствующих правоустанавливающих документов может вызвать проблемы. Необходимо обращать внимание НА ТО, что при установке (инсталляции) бесплатной программы для ЭВМ обычно появляются условия ее использования (лицензионный договор), которые пользователю необходимо внимательно изучить. Несмотря на то, что софт является бесплатным, его установка и использование могут быть связаны с рядом ограничений. Например, бесплатная версия может быть предназначена только для использования на личных компьютерах или на любом компьютере, но в личных целях. Установка программы (то есть начало использования) означает, что пользователь принял условия лицензионного договора, иными словами, договор является заключенным (в форме присоединения).
    Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 1235 ГК РФ лицензионный договор является возмездным, если самим договором не предусмотрено иное. При использовании бесплатных программ для ЭВМ особенно важно наличие указания в лицензионном договоре на безвозмездность (бесплатность) возникающих между правообладателем и пользователем отношений, то есть в лицензионном договоре должно быть прямо указано, что права на программу предоставляются бесплатно. При этом документами, подтверждающими легальность использования бесплатных программ, будут выступать лицензионный договор либо договор купли-продажи экземпляра программы для ЭВМ. При отсутствии же лицензионного договора или договора купли-продажи использовать бесплатную программу не рекомендуется, поскольку это может быть расценено как нарушение закона (Разуваев В. Проблемный софт //ЭЖ-Юрист, 2008, N 49)
    В данном случае Вам необходимо обратиться к администрации сайта о разъяснении ситуации на каких правах можно использовать программы, предоставляемые в качестве бесплатной интернет услуги. Если обладатель электронного ресурса предлагает пользование программами на законных основаниях, то он предоставит пользователю исчерпывающую информацию в отношении разработчика и порядка пользования программы для ЭВМ.
    Наиболее безопасным способом использования интернет - программ является приобретение программ по договору.
    Очень распространенное явление в организациях - приобретение права использования программным обеспечением для ЭВМ на основании лицензионного договора (ст. 1235 ГК РФ). При этом срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (п. 4 ст. 1235 ГК РФ). Если исключительные права прекращаются - прекращается и лицензионный договор. Если же в лицензионном договоре срок его действия не определен, то договор считается заключенным на пять лет (Письмо Минфина РФ от 17.03.2009 N 03-03-06/2/48).
    Если срок полезного использования приобретенного программного обеспечения для ЭВМ не указан в лицензионном договоре, то договор считается заключенным на пять лет. Компьютерную программу можно приобрести и по договору об отчуждении исключительных прав, можно создать самостоятельно (ст. 1295 ГК РФ) или приобрести по договору подряда на создание продукта (договору авторского заказа) (ст. 1288 ГК РФ).

    Какие документы должны быть у школ, если она использует программы, написанные учениками, студентами и т.п.?
    Согласно ст. 1288 ГК РФ по договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение на материальном носителе или в иной форме. Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование. Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное.
    Согласно ст.1295 ГК РФ авторские права на произведение созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. В обоих случаях, чтобы исключительное право на программу принадлежало организации, это должно быть учтено в трудовом договоре с сотрудником (автором программы) или в договоре подряда с разработчиками программы для ЭВМ.
    Согласно ст. 1261 ГК РФ авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Программа для ЭВМ является охраняемым результатом интеллектуальной деятельности (пп. 2 п. 1 ст. 1225 ГК РФ). На нее признают интеллектуальные права, имущественной составляющей которых являются исключительные права (ст. 1226 ГК РФ). В соответствии со ст. 1262 ГК РФ правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Таким образом, образовательное учреждение имеет право придать программам ЭВМ написанным учащимися, студентами законный статус, подав документы на их регистрацию в территориальные отделения Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Такие отделения могут быть при органе власти, осуществляющим управление в сфере образования и науки.

    Могут ли быть лицензии на программы на английском языке (в свободных программах часто нет перевода на русский)?
    В отношении лицензионных договором на иностранном языке отметим, что на основании п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" официальное делопроизводство на территории Российской Федерации в государственных органах, организациях, на предприятиях и учреждениях ведется на русском языке как государственном языке Российской Федерации. Поэтому при покупке электронного товара потребитель вправе обратиться к покупателю с требованием предоставления лицензионного договора на русском языке. Согласно ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" информация о товаре в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продаж на русском языке. Текст лицензионного договора изложенный на иностранных языках вводит потребителя в заблуждение и противоречит ст. 8 Закона.
    Важно также помнить, что условием лицензионного договора является указание на способы использования программ для ЭВМ. На практике это вызывает большое количество проблем, поскольку неуказание данных способов фактически означает, что права на программу для ЭВМ не переданы. Согласно п.3 ст. 1235 ГК РФ в лицензионном договоре должна быть указана территория допускаемого использования объекта договора, а также установлены последствия ее неуказания в договоре.
     
    Я работаю учителем информатики в сельской школе. В кабинете информатики 9 компьютеров (и 1 в кабинете директора), проектор и интерактивная доска. Лаборанта кабинета информатики в штатном расписании школы нет, поэтому мне самой приходится выполнять все работы по настройке компьютеров и их подготовки к урокам. Мне доплачивают 12% за кабинет. Так же мне приходится "учить" учителей пользоваться компьютерами и другой техникой. После подключения школы к Интернет меня назначили "ответственной за точку доступа к Интернет", т.е. я должна находится в кабинете информатики во время выхода в Интернет учеников и учителей после уроков, вести журнал регистрации. Затем в школы поступило Программное обеспечение. Директор школы издал приказ о назначении меня "Ответственной за хранение и установку Программного обеспечения". Это определённые должностные обязанности. Появилось много работы по переустановке компьютерных программ, их регистрации, по оформлению различной документации, связанной с этим назначением. Вопрос: должна ли я выполнять работу, которая не входит в должностные обязанности учителя информатики и не оплачивается?

     

    Дополнительная работа регулируется нормам ст.60.2. и ст.151 ТК РФ. Все, что выполняется Вами сверх основной должности учителя (заведование кабинетом информатики, диагностика оборудование, повышение квалификации учителей, обеспечение доступа в Интернет, установка Программного обеспечение и его наладка_ не входят в должностные обязанности учителя и должны оплачиваться отдельно как дополнительная работа. При этом согласно ст.60.2. отказ работника выполнять такие виды работы не считается нарушением трудовой дисциплины. Заметим также, что учителю информатики полагается доплата за особые условия труда в объеме 12 % в соответствии со ст. 147 ТК РФ и Приказом Гособразования СССР от 20.08.1990 N 579. Работник, который заведует кабинетом, несет материальную ответственность за имущество в кабинете (в т.ч. хранение программного обеспечения) и за это получает отдельную доплату.

     

    Скажите, почему в некоторых регионах, где есть локальная сеть в школе не введены ставки системного администратора и зам.директора по информатизации. И если они будут введены, как будут оплачивать.

    Данный вопрос находится в компетенции органов власти субъекта РФ и органов управления образовательного учреждения.

     

    На основании каких законных актов в школе можно ввести должность системного администратора?

     

    Если позволяют средства, то следует написать ходатайство к держателю Ваших бюджетных средств о необходимости введения такой должности в штатное расписание. Составить штатную роспись, утвердить в органе управления, которому подчиняется учреждение и согласно ст.32 закона РФ «Об образовании» составить штатное расписание.

     

    Я учитель информатики (стаж 10 лет в школе), до этого работала 15 лет по специальности диплома "инженер ЭВМ". Во всех документах (например, на аттестацию) мне пишут 10 лет педагогического стажа. Правильно ли я поняла, что согласно письму Минобразования №112-м мой педстаж должен включать оба периода?

    В стаж для пенсии период работы в должности инженера ЭВМ не войдет. Здесь иной порядок подсчета стажа, регулируется он Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости …»

     

    Я учитель информатики. По требованию директора школы я занимаюсь разработкой школьного сайта, также создаю сайты для учителей, которые аттестуются на 1 или высшую категорию. Должны ли мне оплачивать мою работу? Как определяется размер оплаты? Также помимо этого я провожу в школе различные интернет-олимпиады, конкурсы для учащихся. Могу ли я требовать какую то оплату, или для таких работ в школе предусматривается какая-нибудь должность? Жду ответа.

    Все что вы делаете помимо преподавательской работы, считается дополнительной работой, которая регулируется ст. 60.2. и ст. 151 ТК РФ. Работа на сайте, создание страниц преподавателей, олимпиады в интернете Вам должны оплачиваться, т.к. в целом это работа системного администратора. Например, в федеральном законе от 10.01.2003 N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" в должностные обязанности системных администраторов входит организация и осуществление работы по эксплуатации комплекса средств автоматизации.

      

    Я работаю учителем информатики, учу со 2 по 11 классы (количество детей всего около 170). В кабинете 12 компьютеров. Полагается ли в кабинет ставка лаборанта? Если полагается, могу ли я сама быть лаборантом, так как к урокам сама готовлю компьютеры, устанавливаю программы из комплекта "Первая помощь". Как можно решить этот вопрос с директором школы, на какие документы ссылаться?

    Данный вопрос регулируется локальными актами учреждения, в частности штатным расписанием. Согласно Письму Минобразования РФ от 23.06.1993 N 112-М «Об организации обучения информатике, аттестации учителей и оплате их труда» в учреждениях, где объем работы по эксплуатационному обслуживанию вычислительной техники в образовательном учреждении значительно превышает обязанности, выполняемые учителем, на которого возложена работа по заведованию кабинетом, может быть введена должность лаборанта, техника или инженера. Конкретные наименования должностей работников и их количество обуславливается числом компьютерных классов, количеством занимающихся в них обучающихся, уровнем их подготовки, наличием необходимых средств и т.д. При наличии вакансии по должности лаборанта, техника или инженера и возложении их обязанностей по эксплуатационному и информационному обслуживанию дисплейного класса на учителя информатики ему также может устанавливаться доплата в порядке и на условиях, предусмотренных при совмещении должностей, размер которой определяется учреждением образования.

     

    Я работаю учителем информатики, являюсь заведующей кабинетом. Один из компьютеров, сданных в ремонт в сервисный центр, был утерян. Сервисный центр отказался возмещать убыток. Директор школы считает, что я, как заведующая кабинетом и материально ответственное лицо должна возместить ущерб. В каком объеме я являюсь материально ответственным лицом?

     

    В данном случае директору следовало бы обратить внимание на договор услуги по ремонту ПК. Если такой договор имеется, факт утраты имущества школы в период ремонта в сервисном центре имеется, то возмещение ущерба возможно только по решению суда. Образовательному учреждению необходимо обратиться в суд по поводу нарушенного права.

    Если с заведующим кабинетом не был заключен договор о материальной ответственности или договор  безвозмездного пользования (ст.689 ГК РФ), то работник несет материальную ответственность, которая регулируется ст. 232 ТК РФ. При этом ущерб имуществу работодателя должен быть причинен работником в период нахождения на рабочем месте, в рабочее время. Согласно ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

    Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

    Согласно ст.239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.