Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.
В.А. Сухомлинский
Художественная педагогика сегодня строится на необходимости преодоления взгляда на человека только как на носителя суммы «знаний, умений и навыков» и выявлении мотивирующей функции искусства в становлении личности.
Искусство в силу своей природы способно эффективно помочь ребенку построить целостную картину мира, научиться принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.
Именно эти обстоятельства определяют возрастающую роль художественно-эстетического образования детей в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития.
Художественно-эстетическое образование личности, составляющее неотъемлемую часть обшей культуры человека, формируется прежде всего в структуре общешкольного образования.
Система эстетического образования школы № 63 строится на принципах художественной педагогики и имеет деятельностную основу, соответствующую парадигме современного образования.
Методическое объединение учителей эстетического цикла существует в школе около 30 лет. В его составе творческие и высококвалифицированные педагоги (92 % с высшей квалификационной категорией). Их отличает преданность своему делу и стремление к самосовершенствованию. За годы работы разработано и успешно реализуются порядка 16 творческих и авторских программ. Одержано множество побед (2007 – 2010 г.г. – 42 диплома лауреатов и победителей) на конкурсах и фестивалях самого высокого уровня. Одно из интереснейших достижений – развитие этнокультурного компонента.
В основе нашего логотипа - цветок, который символизирует с одной стороны личность ребёнка, которую взращивает педагог, с другой - единый круг предметов и направлений, который формирует эстетическое пространство школы. Разноцветные лепестки – богатый спектр различных учебных и дополнительных дисциплин, реализующих полихудожественный подход к образованию. Внутри круга-цветка – античная колонна, символизирующая незыблемость красоты как общечеловеческой ценности, а также театральные маски, палитра и кисти, клавиши и глиняная птица-оберег, представляющие разнообразие видов искусств, представленных в образовательном пространстве школы. Человеческие руки, на которых держится цветок, символизируют особенность художественно-эстетического образования, которое действует сначала через эмоциональную и чувственную сферу ребёнка (так называемое «прямое вхождение»), а затем уже через разум. Также руки, держащие цветок, мы понимаем как неразрывную связь учителя и ученика, их СОДРУЖЕСТВО, СОТВОРЧЕСТВО, СОРАЗВИТИЕ. Последние слова являются своеобразным девизом, отражающим кратко смысл и главную цель работы педагогов искусства.
Современность требует поиска новых педагогических подходов. Сохраняя традиции, учитывая многолетний опыт, сегодня необходимо выработать оптимальные пути изменения, совершенствования и развития системы эстетического образования. На наш взгляд они таковы:
- Сохранение и развитие единого пространства художественно-эстетического образования.
- Обновление содержания образовательной области «Искусство» и методических подходов к уроку в связи с новыми образовательными стандартами.
- Формирование и развитие ключевых компетентностей учителя эстетического цикла в связи с современными требованиями.
- Дальнейшее формирование и развитие общеэстетической среды школы как важнейшего образовательного и воспитывающего фактора.
- Развитие здоровьесберегающего характера эстетического образования.
- Развитие и внедрение инновационных технологий в учебный процесс (ИКТ, проектная деятельность и другие).
- Сохранение и развитие системы дополнительного образования как неотъемлемой части эстетического образования.
- Развитие этнокультурного компонента как реального механизма воспитания осознанного патриотизма, гражданственности, нравственности.
|